Игровой автомат «Кто первый?»

Для проведения соревнования с помощью этого прибора понадобится три человека – два участника и один арбитр. Как только оба игрока возьмут в руки пульты с кнопками и объявят о готовности, арбитр без предупреждения зажигает светодиод «Старт». Задача игроков – нажать кнопку на своем пульте раньше соперника. Загоревшийся светодиод указывает на победившего участника и оба пульта блокируются до нажатием судьей кнопки «Сброс». Если любой из участников нажимает пульт до сигнала судьи (светодиод «Старт» еще не горит), то дополнительно к светодиоду игрока, нажавшего свою кнопку, зажигается индикатор «фальстарт».
Ну а теперь обратимся к схеме игрового автомата.

Игровой автомат «Кто первый?»

Он собран на четырех RS-триггерах, которые уместились в два корпуса микросхемы К555ТМ2 (К155ТМ2, 133ТМ2). Дополнительные элементы – четыре светодиода, четыре кнопки и 8 резисторов. Рассмотрим работу прибора. Как только судья нажмет кнопку «Сброс», сбросятся триггеры DD1.2 и DD2.2. Таким образом, на входах R и S триггера DD1.1 присутствует логический «0». Для микросхемы это запрещенное состояние и поэтому на обоих его выходах формируются  уровни «1», светодиоды HL1 и  HL2 не светятся.

Теперь арбитр нажимает на кнопку SB4 (Старт). Триггер DD2.1 по высокому уровню на входе R устанавливается в единичное состояние (на входе S — «0»). Поскольку при этом на инверсном выходе формируется «0», то светодиод HL4 (Старт) загорается. В это же время на входах R и S  триггера DD2.2 «1» и «0» соответственно, триггер устанавливается в «1» и поэтому при отпускании кнопки «Старт» состояние DD2.1 не изменится. Предположим, первым кнопку нажал игрок 2. На входах R и S микросхемы DD1.1 состояние «1» и «0», триггер устанавливается в 1, инверсный его выход зажигает светодиод «Игрок 2». Таким образом, если одновременно светятся светодиоды «Старт» и «Игрок 2», то победил игрок 2. В это время на входах DD1.2 — R=1,  S=0, триггер в единице, элементы DD1.1,  DD2.1 переходят в режим хранения (R=S=1) и при нажатии на кнопку игрока 1 ничего не произойдет.

Если один из участников (предположим, первый) нажмет на свою кнопку до сигнала судьи (кнопкой Старт), то DD1.1 сбросится, загорится светодиод «Игрок1», низкий уровень с выхода DD1.2 через SB1 поступит на элемент DD1.2, последний переключится в единицу и сразу же сбросится DD2.1, зажжется светодиод «Фальстарт». Тут же блокируется пульт соперника и кнопка «Старт» судьи. После того, как нарушение правил было зафиксировано, можно нажать на кнопку «Сброс» и возобновить игру.

Собранный без ошибок и из исправных деталей автомат не требует налаживания и начинает работать сразу. Вместо указанных на схеме светодиодов можно применить любые индикаторные светодиоды, кнопки SB1, SB2, SB4 тоже любые без фиксации с одной группой на переключение, SB3 – на замыкание. Все точки схемы, помеченные буквой А нужно подключить к плюсу источника питания, в качестве которого можно использовать любой маломощный источник напряжением 4.5 – 5 В – хоть сетевой, хоть набранный из гальванических элементов. Ну и не забудьте от этого же источника запитать сами микросхемы: +5 В – на выводы 14, общий – на выводы 7.

Рекомендуемый контент

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Все права защищены. Электронные самоделки © 2014-2017