Игровой автомат «Реакция»

Предлагаемый вниманию игровой автомат может быть полезен при проведении соревнований на скорость реакции, а собрать его сможет практически каждый начинающий радиолюбитель.

После включения питания светодиод начинает периодически «промигивать», а задача играющего – нажатием кнопки SB1 не дать ему погаснуть. Удастся это сделать только в том случае, если кнопка была нажата в тот короткий момент времени, пока светодиод горел. Если индикатор успел потухнуть, то нажатием на кнопку его уже не зажечь – придется ожидать второй вспышки. Таким образом, подсчитывая количество удачных попыток, несложно определить игрока с самой лучшей реакцией. Рассмотрим схему прибора.

Игровой автомат "Реакция"

Автомат состоит из задающего генератора, собранного на элементах DD1.1,  DD1.2, DD1.3 и счетчика делителя DD2, нагруженного на светодиод HL1. Пока кнопка не нажата, генератор периодически выдает на вход счетчика DD2 (вывод14) короткие импульсы. Первые 7 импульсов лишь перебрасывают внутренние триггеры счетчика, внешне это никак не проявляется, светодиод не горит. Как только поступит восьмой импульс, на выводе 11 счетчика появится высокий уровень, который зажжет светодиод и поступит на один из входов сброса (вывод 3).

Поскольку на втором входе (вывод 2) окажется низкий уровень (младший разряд цифры «восемь» в двоичном счислении равен 0), светодиод останется гореть, а счетчик не сбросится. При следующем импульсе с генератора счетчик продолжит счет, на выводе 12, а значит, и на втором входе сброса появится высокий уровень и счетчик наконец сбросится – светодиод погаснет. Таким образом, светодиод будет загораться на каждом восьмом импульсе на время, пока не пройдет девятый, затем процесс повторится. Сделано это для того, чтобы игрок не смог приспособиться к относительно коротким паузам между вспышками и не начал работать «на счет».

А теперь рассмотрим для чего нам кнопка SB1. Если на нее нажать, то генератор остановится и сколько бы мы ее ни держали нажатой, со светодиодом ничего не произойдет – он останется в том состоянии, в каком был в момент нажатия на кнопку. Успел игрок отреагировать на вспышку – светодиод остался гореть, пока нажата кнопка. Не успел – останется погасшим.

В конструкции вместо указанных можно использовать К155ЛА3 или 133ЛА3 (DD1) и К155ИЕ5, или 133ИЕ5 (DD2), но ток потребления при  этом (особенно для серии 133) возрастет. Конденсатор С1 — электролитический.

Питать устройство можно от любого источника напряжением 5 В или даже от трех гальванических элементов (батареек) по 1.5 В. Правда в этом случае напряжение питания окажется чуть ниже (4.5 В), но практически все экземпляры ТТЛ микросхем при таком напряжении работают. Налаживание устройства сводится к подбору емкости конденсатора С1, если длительность вспышки вас не устраивает. Увеличите емкость – вспышка будет длиннее. Уменьшите – короче.

И в заключение хочу напомнить, что у микросхемы ИЕ5 выводы питания расположены несколько «странно» – вывод 5  — плюс 5 В, вывод 10  — общий,  в то время как у ЛА3 плюс питания подается на 14 вывод, а общий – на 7.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Все права защищены. Электронные самоделки © 2014-2017