Пропадание одной из фаз, как правило, приводит к выходу трехфазного двигателя из строя. Другими словами, последний попросту сгорает. Предлагаемая схема защиты отключает нагрузку в случае пропадания любой из фаз. Она отличается простотой минимумом деталей, а для повторения системы защиты не потребуется особых знаний и дефицитных компонентов.
Рассмотрим работы схемы защиты, изображенной на рисунке. При нажатии на кнопку «Пуск» срабатывает пускатель МП и своими силовыми контактами МП1 подключает к трехфазной сети нагрузку М. Одновременно пускатель при помощи контакта МП2 становится на самоблокировку.
С пуском двигателя на конденсаторах С1-С3 появляется напряжение фаз, а на их точке соединения 0` — искусственный «ноль». Защитное реле Р, включенное между искусственным и обычным нулем, остается обесточенным. Как только одна из фаз пропадет, на реле появится напряжение перекоса и оно сработает, своими нормально замкнутыми контактами Р1 отключая пускатель.
В конструкции на месте Р использовано реле МКУ на рабочее напряжение 36 В. Конденсаторы С1-С3 – бумажные, емкостью 4-10 мкФ и рабочее напряжение не менее удвоенного фазного.
Пускатель – штатный, включаемый однофазным напряжением 220 В. Его силовые контакты, естественно, должны выдерживать ток нагрузки — в нашем случае двигателя М.
Следует отметить, что схема достаточно чувствительна и может срабатывать даже от обычного перекоса фаз. Если вы хотите уменьшить чувствительность, примените конденсаторы С1-С3 с меньшей емкостью.