Включение трехфазного двигателя в однофазную сеть и его реверс

Проблема подключения трехфазного двигателя к однофазной сети возникает достаточно часто, потому имеет смысл рассмотреть этот вопрос. Оказывается запустить такой двигатель от обычной розетки совсем несложно — достаточно лишь дополнить схему фазосдвигающим конденсатором:

Включение трехфазного двигателя в однофазную сеть

На рисунках выше показано подключение трехфазных двигателей с обмотками, соединенными звездой и треугольником.

Правда в этой схеме есть один существенный недостаток: для получения максимального КПД емкость фазосдвигающего конденсатора (Сраб.) должна меняться в зависимости от числа оборотов якоря мотора. Простейший выход из этой ситуации — использование дополнительного конденсатора (Спуск.):

Включение трехфазного двигателя в однофазную сеть

Он подключается только на время пуска двигателя, после чего сразу же отключается вручную.
Какой емкости конденсаторы нужно использовать? Расчет достаточно прост. Для схемы «Звезда» формула будет выглядеть так:

Сраб. = 2800(I/U)

Где Сраб. в микрофарадах, I — ток потребления двигателем в амперах, U — напряжение питания в вольтах.

А для схемы «Треугольник» так:

Сраб. = 4800(I/U)

Где Сраб. в микрофарадах, I — ток потребления двигателем в амперах, U — напряжение питания в вольтах.

Если вам известна мощность электродвигателя, то ток потребления несложно рассчитать, воспользовавшись формулой:

I = P/1.73 U η cosφ

Где I — ток потребления в амперах, Р — паспортная мощность двигателя в ваттах (указана на шильдике), U — напряжение сети в вольтах, η — КПД, cosφ — коэффициент мощности.

Пусковой конденсатор должен иметь в 1.5-2 большую емкость чем рабочий. Оба конденсатора должны быть обязательно бумажными (МБГО, МБГП) и рассчитаны на рабочее напряжение как минимум в 1.5 раза превышающее напряжение питания электродвигателя.

Как осуществить реверс двигателя при таком подключении? Схема реверсирования предельно проста — достаточно добавить схему переключатель В1:

Реверс трехфазного двигателя, подключенного к однофазной сети

И последний вопрос: если схема подключения трехфазного двигателя к одной фазе так проста, зачем вообще классическая схема с тремя фазами? Дело в том, что при использовании обычной сети для таких двигателей, мощности их составляет 50% от номинальной, но тут уже ничего не поделаешь.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Все права защищены. Электронные самоделки © 2014-2017