Индикатор тока аккумуляторной батареи

.

Предлагаемая схема контроля не требует доработки бортовой сети, может встраиваться в практически любой автомобиль с минусом на корпусе и предназначена для контроля за текущим режимом работы аккумуляторной батареи (заряд/разряд и их степень). Индикатором состояния служит миллиамперметр со средней точкой, но, как уже было сказано, врезать его в силовую проводку не нужно.

Индикатор тока аккумуляторной батареи

Прибор измеряет падение напряжения на проводе, соединяющем минусовую клемму аккумулятора с корпусом автомобиля. В зависимости от того, заряжается аккумулятор или разряжается, полярность этого напряжения меняется, а от силы зарядного или разрядного тока меняется его величина. Для контроля этих параметров служит измерительный мост, собранный на резисторах R1 – R4, в диагональ которого включен операционный усилитель DA1.

Благодаря высокой чувствительности такого решения устройство реагирует даже на включения ламп в салоне. Для того, чтобы прибор смог измерять и большие токи во время пуска двигателя, в схему введен логарифмирующий узел на диодах VD1 – VD4. Это расширяет предел измерений до -50 … +500 А. Питается индикатор от простейшего параметрического стабилизатора, собранного на двух стабилитронах VD5VD6, причем стрелочный прибор подключен  к их средней точке, что позволяет работать конструкции от однополярного напряжения.

Правый по схеме вывод резистора R5 соединяют отдельным проводом непосредственно с минусовой клеммой аккумулятора. Это соединение постоянно. В качестве измерительного прибора PA1 можно использовать любой миллиамперметр или микроамперметр с нулем в средине шкалы, к примеру, М733 с током полного отклонения 50 мкА.

Прежде чем настраивать конструкцию, на шкале стрелочного прибора PA1 равномерно наносят 7 отметок – 0 (средина шкалы), 5А, 50А, 500А справа и -5А, -50А, -500А слева. Далее подают на схему питание непосредственно от аккумулятора и резистором R4 устанавливают стрелку прибора на ноль.

Затем при выключенном зажигании (чтобы не мешал неконтролируемый разряд батареи, если он несть) соединяют плюсовую клемму аккумулятора с корпусом автомобиля через резистор сопротивлением 2.4 Ом и рассеваемой мощностью около 60 Вт. Подстроечным резистором R7 устанавливают стрелку на показания 5 А. На все остальные отметки прибор градуировать не нужно – они выставятся автоматически с вполне приемлемой точностью.

.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Все права защищены. Электронные самоделки © 2014-2017