Игровой автомат «Кто быстрее»


.
Игрушка отличается своей простотой, отсутствием  дорогих или дефицитных деталей и может быть собрана и запущена каждым, кто умеет держать в руках паяльник.  Прибор пригодится для сравнения реакции или для проведения всевозможных викторин. Схема автомата максимально упрощена и состоит из двух ключей, собранных каждый на своем транзисторе VT1 и VT2. нагрузкой ключей служат светодиоды HL1 и HL2. Сами же транзисторы включены таким образом, что открывшийся первым, запретит работу второго.

Игровой автомат «Кто быстрее»

Изначально оба транзистора закрыты и светодиоды погашены.  Предположим, первой была нажата кнопка SB1. Поскольку VT2 закрыт, на его базе высокий потенциал (благодаря элементам  R4 и HL2) и он, попадая на базу VT1, открывает его. Светодиод HL1 зажигается.

Если  теперь нажать на кнопку SB2, то VT2 открыться не сможет – на коллекторе VT1 напряжения нет, он открыт. То же самое, но с точностью до «наоборот» произойдет, если первой будет нажата кнопка SB2. Загорится светодиод HL2, а транзистор VT1 открыться не сможет. Чтобы сбросить схему в исходное достаточно кратковременно отключить источник питания.

В конструкции можно применить любые индикаторные светодиоды, кнопки любой конструкции и любые маломощные транзисторы проводимости n-p-n или даже p-n-p.  Во втором случае достаточно сменить полярность питания и включить светодиоды наоборот – катодом к «-» источнику питания, в роли которого может выступать или батарея напряжением 5-12 В, или сетевой блок питания того же напряжения и любой мощности.

М.А.Шустов, «Практическая схемотехника», 2003 г.

.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Все права защищены. Электронные самоделки © 2014-2017