Ассиметричное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Устройство позволяет заряжать аккумулятор пульсирующим током, величина которого плавно регулируется и в импульсе может достигать 10 А. При этом в момент отсутствия зарядного импульса аккумулятор разряжается током порядка 500 мА. Рассмотрим схему прибора.

Ассиметричное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Сетевое напряжение понижается с помощью трансформатора Т1 до величины 22…25 В, выпрямляется с помощью однополупериодного выпрямителя, собранного на диодах VD1, VD2 и поступает на систему регулировки тока, роль которой выполняет мощный транзистор VT1, включенный в минусовой провод источника. При этом степень его открытия, а значит и величина зарядного тока, плавно регулируется переменным резистором, получающим напряжение с простейшего параметрического стабилизатора (R1, VD3).

Таким образом, в момент одной полуволны происходит зарядка аккумулятора, в момент другой диоды закрыты, а аккумулятор разряжается через нагрузочный резистор R4. Силу зарядного тока контролируют по амперметру РА1, учитывая, что часть зарядного тока (точнее, 10%) течет и через резистор R4. Кроме того, амперметр показывает усредненное значение зарядного тока, а заряд проводится только в половину периода, поэтому, к примеру, импульсному зарядному току в 5 А будут соответствовать показания прибора 1.8 А (с учетом потерь на R4).

Еще один узел, который необходимо рассмотреть – защита от неконтролируемого глубокого разряда аккумулятора через резистор R4 при пропадании сетевого напряжения. За этим следит электромагнитное реле К1, которое при пропадании напряжения своими нормально разомкнутыми контактами отключает аккумулятор от зарядного устройства.

Конструкция прибора произвольная, диоды VD1, VD2 и транзистор VT1 должны быть установлены на радиаторы, причем оба диода можно установить на один общий радиатор, а транзистор на отдельный, в качестве которого может быть использован даже корпус прибора (если он металлический). Вместо указанного на схеме транзистора можно использовать КТ827 с любой буквой. Диоды – любые, выдерживающие ток не менее 10 А и обратное напряжение не ниже 50 В.

Резистор R4 – ПЭВ-15, R3 – С5-16МВ. Номинал резистора R2 может быть от 3.3 до 15 кОм. Стабилитрон – с напряжением стабилизации от 7.5 до 12 В. Реле – РПУ-0 или аналогичное с напряжением срабатывания 24 В, каждая группа контактов которого сможет выдерживать половину зарядного тока (включены параллельно). Если напряжение срабатывания реле ниже, то его нужно запитать через резистор. Трансформатор – любой, мощностью 150 Вт с напряжением на вторичной обмотке 22-25 В при токе 5 А.

Ну и как всегда
Справочная информация по диодам
Справочная информация по стабилитронам
Справочная информация по трансформаторам
Справочная информация по электромагнитным реле

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Все права защищены. Электронные самоделки © 2014-2017